В начале марта текущего года в Москве прошёл круглый стол, посвящённый подведению некоторых итогов десятилетней работы школьных управляющих советов.
На встрече в МИА «Россия сегодня» эксперты в сфере образования подвергли обсуждению существующие препятствия и возможные стимулы для становления влиятельных советов средних общеобразовательных организаций. Речь идёт об органах управления, в состав которых входят не только педагоги и руководители школ, но также и представители родителей, учащиеся, наделённые полномочиями в сфере принятия решений, касающихся основных вопросов жизнедеятельности учебного заведения.
Согласно статистике, о которой рассказала Елена Шимутина, глава Института развития государственно-общественного управления образованием, в нашей стране на текущий момент насчитывается свыше 20 тысяч школьных управляющих советов. При этом в лидерах среди данных организаций числятся не только Москва и Московская область, но также Тамбовская и Томская области.
Решение о введении в школах управляющих советов, идею создания которых выдвинул российский педагог Анатолий Пинский (ныне покойный), было принято ещё 10 лет назад действующим тогда министром образования и науки Владимиром Филипповым. Являясь на сегодняшний день ректором РУДН, он отметил, что идея эта уже перешла в образовательные организации высшей школы и говорить о ней нужно теперь в контексте комплексной модернизации отечественного образования.
Так, В. Филиппов подчеркнул, что в нашем обществе необходимо воспитывать культуру самоуправления, а также оказания материальной помощи школам на добровольной основе.
Игорь Реморенко, глава МГПУ, отметил, что идея об управляющих советах имела своей целью сделать процесс управления учебным заведением цивилизованным и легальным. Совет должен стать некой площадкой, где идёт обсуждение того, чего каждый из участников образовательного процесса хочет от школы. Однако, по словам ректора, на сегодняшний день пока даже не выделена зона ответственности совета, и за всё происходящее в школе по-прежнему отвечает директор.
Елена Ленская, декан факультета «Менеджмент в сфере образования» МВШСЭН, обратила внимание на то, что при 84% школ, имеющих управляющие советы, почти 60% директоров отмечают, что все решения в действительности они продолжают принимать самостоятельно. Советы зачастую не выполняют даже элементарной функции информирования родителей о текущем положении дел. Так, например, процесс объединения общеобразовательных учреждений стал для основной массы родителей полной неожиданностью.
За круглым столом обсуждался и тот факт, что управляющие советы могут принимать участие в разного рода процедурах оценки качества образования, корректировке образовательных стандартов и даже аттестации учителей. То есть принимать советы должны значимые решения управленческого характера.
Павел Сергоманов, замглавы Департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки России, отметил, что улучшение качества работы таких организаций, как управляющие советы, должно выражаться, прежде всего, в аналитических компетенциях их представителей, стремлении выйти из сферы поиска причин в сферу поиска решений, а также в честном оценивании работы учащихся.
Фото взято с сайта http://www.vinsieu.ro.