В конце прошлого месяца в Рособрнадзоре обозначили основные положения новой единой системы оценки качества образования (ЕСОКО).
Сергей Кравцов, глава надзорной службы, представил пять ключевых принципов, которые лежат в основе ЕСОКО:
- оценка – неотъемлемая составляющая учебного процесса;
- оценка должна быть объективной;
- необходимо формировать ядро содержания образования – то есть проводить оценку того, чему мы обучаем;
- нужно провести постепенный отказ от тестов ЕГЭ, поскольку формат оценивания оказывает непосредственное влияние на содержание обучения;
- результаты оценивания важно использовать корректно.
Подсистемы ЕСОКО
Первой подсистемой, лежащей в основе ЕСОКО, является участие России в различных международных исследовательских программах. К примеру, программа PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) предназначена для учащихся четвёртых классов и позволяет определить навыки детей в чтении и понимании текста.
TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) позволяет определить навыки школьников четвёртых, восьмых и одиннадцатых классов по математике и естественнонаучным предметам.
Исследование PISA (Programme for International Student Assessment) нацелено на определение грамотности 15-летних школьников по таким направлениям, как естественные науки, математика, компьютерные технологии и чтение.
Итоговая госаттестация
Единый (в 11-ом классе) и основной (в 9-ом классе) госэкзамены – второй элемент ЕСОКО. По словам С. Кравцова, ЕГЭ не является главной составляющей системы, а представляет собой демонстрацию результатов обучения в целом. Ключевой упор необходимо делать на основную школу, так как при наличии проблем на этом уровне в ходе итоговой аттестации они лишь усугубляются.
Для преодоления упомянутой проблемы было принято решение о трансформации Единого госэкзамена. Так, новая модель ЕГЭ по литературе теперь предполагает отказ от кратких ответов в пользу развёрнутых, а в ЕГЭ по русскому языку ввели устную часть. Также разрабатывается методика сдачи информатики с использованием компьютеров.
Глава надзорной службы отметил, что ОГЭ-9 не всегда является объективным способом оценки уровня подготовки учащихся, а реальные проблемы затем проявляются у выпускников, когда они сталкивает с объективным экзаменом – ЕГЭ-11.
Данная методика представляет собой срезы, аналогичные исследованиям международного уровня. В РФ она уже была испробована на учащихся 4-6 классов, что позволило определить наиболее проблемные зоны на уровне основной школы.
ВПР учащиеся пишут по итогам годового обучения. Задания для такого вида работ разрабатывают согласно ФГОС, а полученные результаты вносятся в систему, которая позволяет затем обрабатывать и анализировать полученную информацию по каждому конкретному образовательному учреждению.
В 2017 году ВПР напишут добровольно только учащиеся вторых и пятых классов. Обязательными они уже стали для четвероклассников по таким предметам, как окружающий мир, математика и русский язык. Работы федерального уровня, из которых будет исключена тестовая часть, предложат в следующем году и для одиннадцатиклассников.
По словам С. Кравцова, результаты последних исследований, заключающихся в деперсонифицированной проверке и оценке предметных и методических компетенций учителей в рамках таких дисциплин, как история, математика и русский язык, представили печальную картину: сформированность предметных знаний не была выявлено примерно у 10-15% педагогов.
Глава ведомства отметил, что полученные данные станут хорошим подспорьем в деле формирования пакета заданий для осуществления объективной аттестации преподавателей и решения различного рода проблем в будущем, в том числе путём направления учителей на курсы повышения квалификации.
Планируется организовать работу всех систем в качестве единого целого с последующим использованием полученных данных институтами повышения квалификации и методкабинетами.
С. Кравцов подчеркнул, что инспекция должна затрагивать не те школы, которые демонстрируют высокие результаты, а те, у которых выявлены проблемные зоны в образовательном процессе. При этом поддержка для проблемных школ должна носить не карательный характер, а развивающий.
К инспекции должны привлекаться исключительно лучшие директора и учителя, добившиеся высоких практических результатов. На основе полученных данных проблемные школы должны получать помощь и в ходе реализации методических рекомендаций.
Только в этом случае, по словам главы надзорной службы, будет в полной мере осуществляться реализация ЕСОКО и будет понятна, какая именно помощь требуется конкретному учебному учреждению и учащемуся.
Фото взято с сайта http://v-meste.com.