Графическим или UX? Ландшафтным или веб? Каждый выбирает направление по душе, хотя не все знают, что сейчас востребовано, чем предстоит заниматься и какой будет доход. Сегодня мы восполним эти пробелы, поговорим о некоторых стереотипах и расскажем, где учат на дизайнера.
1. Что по стереотипам?
- Дизайнер – это про вдохновение и связь с космосом (нет)
Безусловно, креативность и творческое мышление обязаны быть в арсенале дизайнера. Но важно понимать, в чём его отличие от свободного художника: неделю ждать музу, а затем дать волю фантазии не получится. Нужно учитывать требования заказчика, укладываться в дедлайны, делать свой продукт удобным и приносящим пользу. Например, стекающие часы на картине «Постоянство памяти» Сальвадора Дали выполняют свою эстетическую функцию, однако их практическое применение под вопросом. Поэтому вряд ли такой дизайн одобрили бы заказчики.
- Дизайнер обязан уметь нарисовать вазу с фруктами и голову Давида, т. е. иметь академическое художественное образование (не совсем)
Понимать базовые принципы композиции и уметь работать с цветом – это основное, что нужно уметь диджитал-дизайнеру. Такие навыки приобретаются и без художественного образования. - Дизайнер – самая востребованная профессия XIX-∞ веков (не так масштабно, но да)
Не секрет, что бизнес уходит в сферу диджитал: вместо витрины – классный лендинг, вместо улыбчивого продавца – дружелюбный tone-of-voice и приятная айдентика. Образ продукта создаётся дизайнером, отсюда и востребованность. Но вся соль в том, что рынок переполнен выпускниками без опыта, и работодатель вынужден вкладывать свои ресурсы на взращивание хорошего специалиста. Это невыгодно с точки зрения бизнеса, и в идеальном мире вузы должны выпускать начинающих гениев дизайна. Сейчас эта история уже не так похожа на утопию: даже в маленьком городе можно найти подходящую программу обучения. Например, в Йошкар-Оле (город в двух часах езды от Казани) открылся частный вуз от основателей IT-компании iSpring, где можно получить вышку по креативным диджитал-профессиям. Открыли его по этой самой причине: дизайнеры нужны, но хороших дизайнеров очень мало.
2. Что по работе?
В этом блоке мы разберём, чем занимаются дизайнеры цифрового направления и какие у них в среднем зарплаты.
Графический дизайнер – разрабатывает узнаваемый визуальный стиль продукта, создаёт иллюстрации и логотипы для компаний. Художественное образование будет преимуществом, как и умение работать с материалами. В задачи этого направления часто входит дизайн мерча компаний, поэтому нужно понимать специфику печати и цветопередачи материала.
Зарплата по данным hh.ru – от 35 до 110 тысяч рублей в месяц. Всё зависит от уровня компании и грейда.
Веб-дизайнер – разрабатывает дизайн сайтов, приложений и онлайн-магазинов. Этот сайт также делал веб-дизайнер: он выбирал цветовую палитру, разрабатывал удобное меню, размещал текст, иллюстрации и дизайнил кнопки. Всё для того, чтобы пользователям было приятно и удобно пользоваться сервисом.
Зарплата по данным hh.ru – от 30 до 140 тысяч рублей в месяц. Но в основном джуниоры в IT-компаниях получают 60–70 тыс. рублей.
UX/UI-дизайнер – создаёт интерфейс сайтов и приложений с учётом пользовательского опыта, иначе говоря – заботится о комфорте тех, кто пользуется сервисом. Вы, наверно, замечали, как иногда при взаимодействии с приложением внутри растёт негодование: «Куда здесь кликнуть, чтобы всё заработало?». Это значит, работа дизайнера выполнена плохо: он не предугадал ваши действия. А чтобы стало удобно и понятно, UX/UI-дизайнер изучает поведение пользователей при помощи инструментов аналитики и уже на основе полученных данных проектирует сценарии взаимодействия с сервисом.
Зарплата по данным hh.ru – от 60 до 200 000 рублей.
3. Как стать дизайнером?
Дизайнерами не рождаются, а становятся. Поэтому каждому, кто хочет работать в этой сфере, нужно выбрать образовательную программу по вкусу. Конкретно здесь мы не будем говорить об онлайн-курсах, а сделаем акцент на высшем образовании.
Что нужно сдать, чтобы поступить на дизайнера?
Для большинства вузов требования одни и те же: ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также творческий экзамен по рисунку и живописи. Да, такая система отбора уже устарела, ведь дизайнеру в диджитал-сфере не обязательно иметь художественное образование. В современных вузах это учитывают, поэтому в том же Институте iSpring на направление «Дизайн цифрового продукта» поступают по результатам «собеседования»: смотрят на мотивацию студента, его потенциал, креативность и желание создавать нечто выдающееся. Из ЕГЭ – профильная математика от 50 баллов и русский язык от 60 баллов.
Какими качествами нужно обладать для работы дизайнером?
- Жажда знаний – технологии очень быстро развиваются, дизайнеру в IT-сфере требуется полное погружение в процессы компании: знать, как работают продажи и маркетинг, изучать новые тренды, осваивать функционал программ и никогда не останавливаться на достигнутом.
- Коммуникабельность – и в этом ещё одно отличие дизайнера от художника. Последнему можно закрыться от всего мира и быть продуктивным. А дизайнеру эмпатия и общительность помогают в работе с заказчиком и коллегами. Умение договориться с каждым из них – залог радующего всех результата.
- Здоровый перфекционизм – дизайнеры делятся мнением, что 1-й результат всегда черновой. Основная работа происходит тогда, когда всё вроде бы сделано, но нужно вот эту кнопку передвинуть на пиксель, этот синий сделать более зелёным, а вот в этом текстовом блоке сделать не три строчки, а четыре. Без усидчивости тут не обойтись.
- Ответственность – речь о соблюдении дедлайнов и о готовности отвечать за результат. Во многом именно от дизайнера зависит, будут ли люди пользоваться продуктом, узнавать его и любить, и как следствие – вырастет ли прибыль у бизнеса.
- Умение принимать критику – без этого качества сложно добиться карьерного роста. Важно прислушиваться к болям заказчика, понимать его потребности, докапываться до сути его замечаний. Часто бывает так, что вы просто не поняли друг друга, либо задача была поставлена неверно. Поэтому важно не опускать руки и видеть в критике точки роста.
Куда поступать на дизайнера?
Цифровые профессии только начинают входить в программы классических вузов, поэтому не факт, что учить там будут по стандартам IT-компаний. А образование в частных вузах стоит немало, как и жизнь в больших городах. Тем и любопытен феномен Йошкар-Олы: казалось бы, город маленький, но диджитал-сфера там процветает, зарплаты IT-специалистов на уровне московских, а частный вуз Институт iSpring будто сошёл с красивых картинок в интернете. Стажировка в компаниях там начинается с 1 курса, а работа бок о бок с профессионалами – со 2 курса. Изучают как дизайн, так и маркетинг, программирование и продакт-менеджмент. Поэтому возможность стать дизайнером сейчас есть, главное – знать, где искать.
4. Вперёд!
Если экскурс в мир диджитал-дизайна только усилил желание стать классным специалистом, то вперёд учиться! Начать можно с просмотра интервью Вовы Лифанова, ведущего российского дизайнера, основателя брендингового агентства Suprematika и преподавателя Института iSpring. В беседе он расскажет ещё больше полезностей для креативных ребят, инсайты о будущем профессии и поделится универсальной инструкцией по тому, как делать красиво.
Будьте внимательны и открыты при выборе вуза, изучайте программы, советуйтесь с будущими коллегами и поступайте смело. И, как часто говорят в iSpring, да пребудет с вами сила!